Неточные совпадения
Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной
человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце»; вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев, знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост; и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев: вот бедная картина
первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память.
Насилу достучался и вначале произвел было большое смятение; но Аркадий Иванович, когда хотел, был
человек с весьма обворожительными манерами, так что
первоначальная (хотя, впрочем, весьма остроумная) догадка благоразумных родителей невесты, что Аркадий Иванович, вероятно, до того уже где-нибудь нахлестался пьян, что уж и себя не помнит, — тотчас же пала сама собою.
Пантеистическое чувство бытия, лежавшее в основании язычества, было не дифференцировано; в этом
первоначальном пантеизме не выделялся еще ни
человек, ни человечество, ни смысл человеческой истории; все тонуло в стихии первозданного хаоса, начинавшего лишь оформливаться.
Лебедев действительно некоторое время хлопотал; расчеты этого
человека всегда зарождались как бы по вдохновению и от излишнего жару усложнялись, разветвлялись и удалялись от
первоначального пункта во все стороны; вот почему ему мало что и удавалось в его жизни.
— Гроб, предстоящий взорам нашим, братья, изображает тление и смерть, печальные предметы, напоминающие нам гибельные следы падения
человека, предназначенного в первобытном состоянии своем к наслаждению непрестанным бытием и сохранившим даже доселе сие желание; но, на горе нам, истинная жизнь, вдунутая в мир, поглощена смертию, и ныне влачимая нами жизнь представляет борение и дисгармонию, следовательно, состояние насильственное и несогласное с великим предопределением
человека, а потому смерть и тление сделались непременным законом, которому все мы, а равно и натура вся, должны подвергнуться, дабы могли мы быть возвращены в
первоначальное свое благородство и достоинство.
Христианское учение возвращает
человека к
первоначальному сознанию себя, но только не себя — животного, а себя — бога, искры божьей, себя — сына божия, бога такого же, как и отец, но заключенного в животную оболочку.
Сущность дела состояла в том, что Николай Федорыч расспросил молодого
человека об его семействе, об его состоянии, об его намерениях относительно службы и места постоянного жительства; сказал ему, что Софья Николавна ничего не имеет, кроме приданого в десять тысяч рублей, двух семей
людей и трех тысяч наличных денег для
первоначального обзаведения; в заключение он прибавил, что хотя совершенно уверен, что Алексей Степаныч, как почтительный сын, без согласия отца и матери не сделал бы предложения, но что родители его могли передумать и что приличие требует, чтобы они сами написали об этом прямо к нему, и что до получения такого письма он не может дать решительного ответа.
Теперь Белоглинский завод представлял собой такую картину: во-первых, «заречная» низкая сторона, где, собственно, находилось
первоначальное раскольничье поселенье и где теперь проходила Старая Кедровская улица; дома здесь старинные, и
люди в них старинные — отчасти раскольники, отчасти единоверцы; во-вторых, «нагорная» сторона, где красовалась православная церковь и хоромины Шабалина.
Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются
людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим
первоначальным настроением и решатся дать ей полное удовлетворение, — хорошо тогда и ей и им.
Мы уже видели, что искусственные общественные комбинации, бывшие следствием
первоначальной неумелости
людей в устройстве своего благосостояния, во многих заглушили сознание естественных потребностей.
Вообще, что касается земства, я, пародируя стих Лермонтова, могу сказать: люблю я земщину,но странною любовью. Или, говоря прямее: вижу в земском
человеке нечто двойственное. По наружному осмотру и по
первоначальным диалогам каждый из них — парень хоть куда, а как заглянешь к нему в душу (это и не особенно трудно: стоит только на диалоги не скупиться) — ан там крепостное правозасело.
Если, например, приучить молодых
людей к чтению сонников, или к ежедневному рассмотрению девицы Гандон (сам не видел, но из газет очень довольно знаю), или же, наконец, занять их исключительно вытверживанием азбуки в том
первоначальном виде, в каком оную изобрел Таут, то умы их будут дремотствовать, но дремотствовать деятельно.
Очевидно было, что устранение моих денег из
первоначального их помещения не прошло ему даром и что в его жизнь проникло новое начало, дотоле совершенно ей чуждое. Это начало — всегдашнее, никогда не оставляющее,
человека, совершившего рискованное предприятие по присвоению чужой собственности, опасение, что вот-вот сейчас все кончится, соединенное с чувством унизительнейшей зависимости вот от этого самого Гаврюшки, который в эту минуту в такой нахальной позе стоял перед ним.
Всякий пенкосниматель есть
человек не только ограниченный, ко и совершенно лишенный воображения;
человек, который самой природой осужден на хладное пережевывание
первоначальных, так сказать, обнаженных истин.
Возвратясь же из Сибири и сделавшись обладателем пяти миллионов, Олухов, несмотря на ничтожность своего характера, уверовал, однако, в одно: что когда у него денег много, так он может командовать
людьми как хочет!
Первоначальное и главное его намерение было заставить Домну Осиповну бросить Бегушева, которого Олухов начал считать единственным разрушителем его семейного счастья.
Конечно, при созерцании возвышенного предмета могут пробуждаться в нас различного рода мысли, усиливающие впечатление, им на нас производимое; но возбуждаются они или нет, — дело случая, независимо от которого предмет остается возвышенным: мысли и воспоминания, усиливающие ощущение, рождаются при всяком ощущении, но они уже следствие, а не причина
первоначального ощущения, и если, задумавшись над подвигом Муция Сцеволы, я дохожу до мысли: «да, безгранична сила патриотизма», то мысль эта только следствие впечатления, произведенного на меня независимо от нее самым поступком Муция Сцеволы, а не причина этого впечатления; точно так же мысль: «нет ничего на земле прекраснее
человека», которая может пробудиться во мне, когда я задумаюсь, глядя на изображение прекрасного лица, не причина того, что я восхищаюсь им, как прекрасным, а следствие того, что оно уже прежде нее, независимо от нее кажется мне прекрасно.
То-то и есть, господа, не существует ли и в самом деле нечто такое, что почти всякому
человеку дороже самых лучших его выгод, или (чтоб уж логики не нарушать) есть одна такая самая выгодная выгода (именно пропускаемая-то, вот об которой сейчас говорили), которая главнее и выгоднее всех других выгод и для которой
человек, если понадобится, готов против всех законов пойти, то есть против рассудка, чести, покоя, благоденствия, — одним словом, против всех этих прекрасных и полезных вещей, лишь бы только достигнуть этой
первоначальной, самой выгодной выгоды, которая ему дороже всего.
—
Первоначальный способ передвижения, — говорил он, — несомненно представляется нам в собственных ногах
человека. Неоспоримо, что прародители наши двигались именно этим способом, удовлетворяя своим немногочисленным нуждам. Тем же способом двигаемся и мы, когда находимся внутри жилищ наших…
В обзоре деятельности этого
человека, изданном в прошлом году г. Вороновым, находятся любопытные сведения о
первоначальном заведении училищ при Екатерине.
Старик Савелий слыхал, что Мишка ссужает верных
людей и что он же дал новому караванному Сосунову на
первоначальное обзаведение.
Увидев на сцене Шушерина в роли Ксури, я понял, отчего за тридцать лет перед сим он имел такой блистательный успех, отчего ничтожная роль составила ему тогда
первоначальную славу. Ящик отпирается просто: играя дикого негра, Шушерин позволил себе сбросить все условные сценические кандалы и заговорил просто, по-человечески, чему зрители без памяти обрадовались и приписали свою радость искусству и таланту актера. Итак, по тогдашним понятиям надобно было быть диким, чтоб походить на сцене на
человека.
Вот начало того дуализма, который находим мы в основании всех естественных религий: Вишну и Шива, Ормузд и Ариман, Белбог, и Чернобог, и проч., и проч., служат олицетворением
первоначальных понятий
человека о силах природы…
Первоначальным побуждением к труду служит также естественная необходимость упражнять свои силы, и [, следовательно,] охота трудиться должна находиться в прямой пропорции с количеством сил
человека, которое опять зависит во многом от упражнения.
Но здесь расчет оказывается ошибочным, потому что препятствие не одно, а тысячи их, и чем далее
человек уклоняется от
первоначального пути, тем сильнее умножаются и препятствия.
При таком понимании пола самым центральным проявлением греха является зачатие, от которого
человек рождается, а
первоначальная сущность первородного греха есть половая похоть, — змий возбудил в Еве блудное разжение.
После совершившегося боговоплощения таким всесовершенным всечеловеческим всеорганизмом является Господь Иисус Христос: входя в Церковь, которая есть Тело Его,
человек входит в состав этого абсолютного организма, по отношению к коему
первоначальное мистическое единство Адама-Кадмона является как бы низшей, природной основой.
Итак, история есть прежде всего рождение человечества, осуществление
первоначального творческого замысла о
человеке как роде, совмещающем в себе множественность индивидов.
Также
человек нижний разве не рожден согласно откровению
Человека Вышнего, всегда скрываемого в тайне высшей и
первоначальной?
И эта черта должна быть присуща
человеку, как носителю Его образа, ее мы находим как выражение
первоначального самосознания и самоопределения, даваемого себе человеческим духом.
В других случаях, где не успел доглядеть настороженный взгляд не доверяющего себе
человека, — творчество прямое, точно отражающее
первоначальную «испорченность».
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера принцип животной, а не духовной жизни, это, сообразно
первоначальному значению слова, — «дух», дыхание
человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает в подземное царство в виде смутного двойника умершего
человека, в виде тени, подобной дыму. (Она лишена чувства, сознания, хотения. — как раз всего того, что составляет «я»
человека, его душу в нашем смысле.)
Такие
люди при желании могут принимать свой
первоначальный вид и затем опять делаться
человеком.
Я и сейчас после долгого пути узнаю в себе эти
первоначальные оценки исторической и социальной действительности, эту свободу от навязанных социальных традиций, от моральных предрассудков благомыслящих
людей, это отвращение к насилию, «правому» и «левому».
Первоначальное зло есть власть
человека над
человеком, унижение достоинства
человека, насилие и господство.
Человека цивилизации в разные эпохи преследовала мысль, что, отойдя от природы, он потерял свою целостность и
первоначальную силу, он стал раздробленным.
Человек чувствует себя существом, висящим над бездной, и именно в
человеке как личности, оторвавшемся от
первоначальной коллективности, это чувство достигает особенной остроты.
Библейское сказание о рае как
первоначальном состоянии
человека и природы есть миф (понимая миф реалистически).
Этически несостоятельна и недуховна та точка зрения, которая противопоставляет технике
первоначальную, старую «природу» и «землю», которой
человек должен оставаться подчиненным.
Возврат же к
первоначальной райской цельности, к райской «природе» есть отрицание этого пути
человека.
Нечистое и очищение, запрет и нарушение запрета — вот основные категории
первоначальной нравственной жизни
человека.
Есть
первоначальный творческий акт, в котором
человек как бы стоит перед лицом Божьим, и есть вторичный творческий акт, в котором он как бы стоит перед лицом
людей и мира.
Грехопадение есть и обнаружение и испытание свободы
человека, уход из
первоначального, досознательного натурального рая, не ведавшего еще свободы духа, и вместе с тем грехопадение есть утрата свободы, подчинение
человека низшим природным стихиям.
Меоническая свобода, которая была в
человеке от ничто, от небытия, была до времени закрыта в
первоначальном акте миротворения, но не могла быть уничтожена.
Но внутри мирового процесса измученный
человек постоянно мечтает о возврате к утерянному раю, к
первоначальной невинности и целостности.
Рай как
первоначальное состояние
человека не знает еще явления богочеловека, рай же, которым завершится мировой процесс, будет Царством Христовым, Царством богочеловечества.
Но и в нем райское достигается через творчество
человека, через путь
человека, а не через возврат к
первоначальной природе.
Первоначальная нравственность строилась под давлением ужаса перед душами умерших, она определялась не только отношением к
людям, но и отношением к богам и полубогам, к демонам и духам.
Однажды вечером сидели мы с ним в его кабинете. Разговорились особенно как-то хорошо и задушевно. Андреев излагал проекты новых задуманных им пьес в стиле «Жизнь
человека», подробно рассказал содержание впоследствии написанной им пьесы «Царь-Голод». В его тогдашней,
первоначальной передаче она мне показалась ярче и грандиознее, чем в осуществленной форме.
Наблюдения так сложны, так многообразны, так запутанны, так много времени и усилия тратится на них, что
люди понемногу забывают о
первоначальной ошибке признания части предмета за весь предмет и под конец вполне убеждаются, что изучение видимых свойств вещества, растений и животных и есть изучение самой жизни, той жизни, которая, познается
человеком только в его сознании.
Магия есть
первоначальная техника
человека в борьбе с враждебными силами, с духами и демонами, есть техническая власть и над самими богами.